Северска управа — Северская культура
Северская культура имеет глубокие традиции и продолжительную историю на протяжении многих тысячелетий.
Северская культура – туранская, роменская культура.
Северская культура берет свое начало в древнем Союзе Арийских народов и Турана. К северской культуре относятся религия — маздаизм (поклонение богу Солнца — Мазде), философия — космизм и гуманизм, развитая демократия и природное право, особая архитектура, уникальный язык, песни, стихи и т.д.
***
Одним из знаковых культурных событий является отображение положения женщины-воинки, аорски, севрючки, северянки. Именно женщины-воинки Северской земли стали образом спартанки.
на фото: найденная статуэтка женщины воинки из клада в с. Севрючий, Курская область
***
Северские земли — это земля туранской культуры и ее религии — маздаизм (солнцепоклонники). Северцы называют свои центры городов — «маздовка», а детей — именем Мазда, известный северский герой Маздок-Севрюк. В настоящее время в Северии сохранилось множество населенных пунктов, где центральные площади в народе называется — маздовками, а есть и отдельные районы с таким названием. Также Мазду еще называют Хорсом.
на фото: изображение Мазды (Хорса)
***
Поклонение Солнцу прошло через века и остается в виде праздника Хорсянка — 25 декабря, которое впоследствии под влиянием христианства трансформировалось в рождество, а также — сохранилось в празднике — Масленица или Каравайцы.
***
Военные события между Туранов и Персией нашли свое отражение в истории Томирис и Кира, которые стали источником вдохновения для известных европейских художников и писателей.
на фото: Царица Томирис перед головой Кира, художник Питер Пауль Рубенс
Также история Томирис и Кира упоминяется у Шекспира в «Короле Генрихе VI» графиня Оверни в ожидании лорда Тальбота говорит эти строки (Act II, Sc.iii):
Сюжет таков: если все пойдет хорошо,
я прославлюсь этим подвигом,
как скиф Томирис смертью Кира.
***
Северская культура представлена в музеях Северской земли и за ее пределами — в Европе, США и т.д.
на фото: экспозиция Шиловского музея Рязанской области
***
Знаменитый фракийский всадник
Фракийский всадник — объект поклонения культа, распространённого в древней Фракии. Известен в основном по скульптурами и надписям, относящимся к периоду с IV века до н. э. по нач. IV века н. э.
После захвата власти в Бизантисе Константином в IV века н. э. культ фракийского всадника трансформировался в почитание святого Георгия, а характерная для него иконография продолжала использоваться при изображении св. Георгия, поражающего змия (дракона).
До настоящего времени находят северские монеты в разных уголках Северщины.
Например, монета из деревни Севрюково Орловской области, Мценский район. Находка февраля 2018 года.
Памятники архитектуры северцев
Триумфальная арка Септимия Севера в Риме, построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Северуса и его сыновей, на ней написано
«IMP · CAES · LVCIO · SEPTIMIO · M · FIL · SEVERO · PIO · PERTINACI · AVG · PATRI PATRIAE PARTHICO · ARABICO · ET PARTHICO · ADIABENICO · PONTIFIC · MAXIMO · TRIBUNIC · POTEST · XI · IMP · XI · COS · III · PROCOS · ET IMP · CAES · M · AVRELIO · L · FIL · ANTONINO · AVG · PIO · FELICI · TRIBUNIC · POTEST · VI · COS · PROCOS · (P · P · OPTIMIS · FORTISSIMISQVE · PRINCIPIBUS) OB · REM · PVBLICAM · RESTITVTAM · IMPERIVMQVE · POPVLI · ROMANI · PROPAGATVM · INSIGNIBVS · VIRTVTIBVS · EORVM · DOMI · FORISQVE · S · P · Q · R»
перевод
«Императору Цезарю Люциусу Септимию Северусу Пию Пертинаксу Августу Партхику Аракумуса Партикусу Адиабенику, сыну Маркуса, отца своей страны, великому понтифику, в одиннадцатый год его восхождения к власти, в одиннадцатый год его правления, трижды консула и проконсула , и императору Цезарю Марку Аврелию Антонину Августу Пию Феликсу, сыну Люциуса, в шестой год его прихода к власти, консулу и проконсулу (отцам своей страны, лучшим и смелым императорам) за счет восстановленной республики и правления римского народа, распространяемое своими выдающимися достоинствами в стране и за рубежом, Сенатом и народом Рима (sc. посвятить этот памятник)
S · P · Q · R»
Лептис-Магна (территория современной Ливии)
Древний город в области Сиртика (позже называлась область Триполитания) на территории современной Ливии, был построен в 7 веке до н.э., значительно был расширен во времена правления Септима Северса. Достиг расцвета во времена Римской империи.
Его руины находятся на побережье Средиземного моря в 130 км к востоку от Триполи в месте Аль-Хумс.
Благодаря своей планировке город получил название «Рим в Африке».
На первом фото Северская Базилика (характера для периода правления Септима Северса, встречается повсеместно на данной территории)
История города Домодедово
Перемышль — «Premislia aequalis Romae, quia in septem montibus locata est» — За семи горами Рима расположен Перемышль. Кстати, Перемышль в женском роде, со сложными градостроительными решениями, как все города северцев, они же римляне.
Сельцо Домодедово — характерно для польских и украинских селений — среднего рода — мiсто, что не характерно для римлян в названии городов, но сельская местность в Риме называлась в среднем роде: Rus — село, ферма, хутор.
Сельцо — так называли в Речи Поспалитой и Литовском-Русском княжестве хутор, селение, платившие налоги.
Происхождение слово «сельцо» идет от латыни слово silicem — каменный, что совпадает с тем, что рядом с сельцом Домодедово добывался камень и вырыты каменоломни-пещеры до 30 км длинной.
По различию функционала сельцом назывались в актах служебным, панцирным, щитным, конюшским, тяглым, посошинным и т. п.; указывается в актах также на то, что иногда целый ряд небольших селец несет сообща одну службу.
Селищем становилось сельцо и в тех случаях, когда сам землевладелец переводил людей в другое место, их же селище занимал под двор, в Риме это такое селение называлось Villa rustica (сельская вилла) — термин, использовавшийся в Римской империи для обозначения виллы на открытой сельской местности, часто служившей центром латифундии. Villa rustica служила одновременно и в качестве резиденции хозяина и в качестве административного центра.
В России с XVII до начала XX века сельцом называлось небольшое поселение сельского типа без церкви, но хотя бы с одним помещичьим двором и несколькими крестьянскими избами, в которых, как правило, проживали обслуга и работники помещика.
В принципе, эта версия также отражается, в сельце Домодедове стоит храм — новодел 18 века, северцы, вятичи не особенно рады были христианству, как известно на северщине и в Домодедовском районе храмы появились впервые только в 17 веке после прихода Романовых к власти. В советское время в храм с. Домодедово никто не ходил и он был в запустении. Восстановление храма началось только при Путине.
Существуют две версии происхождения названия Домодедово
Первая версия, название, предположительно, произошло от некалендарного личного имени Домодед, домовой, оберег.
Некалендарное имя — официальное личное имя, имело хождение до конца XVII — начала XVIII века, происходило от языческих дохристианских имен (не имевшими прозвищного характера), пока не было полностью запрещено правительством Петра I в числе других нецерковных имён. О этом пишет в книге Е. М. Поспелов. Географические названия Московской области. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 600 с.
Вторая версия авторская Архиповой М.С., с учетом того , что северцы несли латинские названия и Домодедово было заселено северцами, то скорее всего Домодедово произошло от латинского слово Domus – дом, сельский дом, на латинское происхождение указывает и средний род, к которому причисляли северцы, римляне сельские поселения Domo, примеры сельцо (ныне село) Северское, село Севрюково.
Более того на эту версию указывает и однокоренной город на севере Италии Домодоссола — Domodossola — город и одноимённая коммуна в регионе Пьемонт на севере Италии.
Домодоссола был главным городом лепонтийцев во времена, когда римляне начали осваивать эти территории в 12 году до н. э.
Во время Второй мировой войны Домодоссола была центром восстания против Германии, когда долина Оссола объявила себя территорией, не подчинявшейся Фашистской Италии.
Домодоссола происхождение от Domus или Dom Oscela -, Ossolo, Ossola, and Domo d’Ossola
Ossola – горная долина, где расположен город. Город как и положено Римлянам женского рода.
Домодедово — домо — domo, domus, дедово — Деды (белор. Дзяды, укр. Діди, польск. Dziady, лит. Ilgės, умершие предки Деды (белор. Дзяды, укр. Діди, польск. Dziady, лит. Ilgės) — поминальные дни посвящённые всем умершим предкам.
Лему́рии (лат. Lemuria), лемура́лии (Lemuralia) — праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. В Древнем Риме праздник памяти умерших отмечали так же в апреле — мае. Это был праздник весны и цветов.
Христианская власть переименовала этот праздник в родительскую субботу, Красная горка, отмечается среди обывателей так же как Пасха.
Следовательно, объединив два корня и рассматривая аналог, мы получим дом дедов, дом предков или Домодедово.
Масштабы культуры северцев
Когда Александр Северсус будучи 5 летним ребенком спросил о будущем у Оракулы, тот ему сказал: «Вас ждет империя на земле и в небесах, Вас ждет империя, которая правит империей»
«Другие, действительно, будут более изящно жизненными бронзами,
Конечно, я верю в это, и зову с мраморных лиц более жизненно,
Другие более умело выступают в зале суда и отмеряют тщательно
Пути через Небеса и выше, рассказывают о звездах в их восстаниях;
Ты, о Рим, не забывай властвовать над всеми народами.
Эти искусства всегда были твоими: законы мира, чтобы прививать,
Те, кто с гордостью бросаются со своих мест, к проявлению смиренного милосердия»
Северский Тондо — 199-200 года нашей эры, является одним из немногих сохранившихся примеров панельной живописи из классической древности. Это узорчатая или яичная картина на круглой деревянной панели (tondo) с диаметром 30,5 см. Храниться в музеи Беолина Antikensammlung (инвентарный номер 31329).
На панели изображен римский император Септимий Северус со своей семьей: слева его жена Юлия Домна, перед ними их сыновья Гета (в переводе с северского языка — массагет — великий гет) и Каракалла (в переводе с северского языка — красный плащ с капюшоном, такие носили воины). Все они в торжественной одежде; Септимий Северус и его сыновья также держат скитры и надевают золотые венки, украшенные драгоценными камнями.
Лицо Геты было удалено, вероятно, после его убийства.
Портрет является примером имперских портретов, которые были массово продавались для офисов и государственных учреждений по всей империи. В рамках римской юридической процедуры официальные документы обычно подписывались перед изображением Императора, что давало тот же статус, что и в его фактическом присутствии. С каждой сменой императора и менялись портреты. Поскольку древесина является органическим материалом и обычно не выживает, Северский Тондо остается до сих пор единственным сохранившимся экземпляром этого типа живописи. Судя по характеристикам, портрет имеет египетское происхождение.
Праздники северцев
Луперкалии Lupercalia — древнеримский праздник плодородия в честь Луперка (Lupercus) — бога Фавна; фестиваль праздник, связанный с пастушеским культом.
Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима.
В 496 году Папа Геласий I запретил Луперкалии. Празднование Луперкалий заменил Днем Святого Валентина как дня влюбленных.
Северский барельеф северо-восточной и юго-западной сторон арки Септимия Северуса. Известный в мире как Severian relief или Severiensis lancet
Cоздан в 200 — 203 гг.
Лептис-Магна, Ливия
Севрюки-кулаки, блины, мед и масленица, она же Feralia Severiae или Faunalia Rustica Severiensis, она же день бога Велеса среди славян.
Праздник нового урожая, весны и солнца, фестивальный праздник, в Северии он проходил в форме гуляний с 13 до 21 февраля фералий (feralia).
В северской традиции жарились блины, ко столу подаваемые со сметаной и медом в сотах. Освобождались пленники, прощались обиды и долги.
«День влюбленных» это римский праздник назывался он до конца 5 века Луперкалии Lupercalia — древнеримский праздник плодородия в честь Луперка (Lupercus) — бога Фавна; фестиваль праздник, связанный с пастушеским культом.
Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима.
В 496 году Папа Геласий I запретил Луперкалии. Празднование Луперкалий заменил Днем Святого Валентина как дня влюбленных.
Северский император Рима Каракалла помимо того, что был основателям интернационала, он также отменил в Риме изжившую себя к 3 веку систему рабства, в память об издании эдикта Каракаллы, даровавшего свободу воздвигнута была Триумфальная арка в Волюбилисе.
Волюбилис (Volubilis) — самый юго-западный город Римской империи.
Время возникновения Волюбилиса теряется в веках. Поселение на его месте существовало со времён неолита. В III в. до н. э. в округе хозяйничали карфагеняне. На рубеже тысячелетий Волюбилис становится крупным центром эллинистической культуры.
С приходом к власти в Риме авраамистов, эллинистическое население подверглось геноциду.
Ныне город это развалины расположеные в Марокко у города Мулай-Идрис, в 35 км к северу от автомагистрали A2 между Фесом и Рабатом (съезд на Мекнес). С 1997 года находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Археологическим ценностям сегодня угрожают песчаные бури и хищение камня окрестным населением на постройку жилищ.
Волюбилис. Городские ворота и Арка в честь дарования гражданства, наши дни
25 декабря
Sol Invictus — Непобедимое Солнце
(Римский Праздник) имеет глубокую историю от эллинизма в честь бога Гелиоса — бога солнца Гелий. Празднуется 25 декабря ежегодно еще со времен Римской Республики (SPQR) в честь прибывания дня.
Официально стал праздноваться во времена северского императора Рима Септимия Северуса, под влиянием его жены Юлии Домны, родившейся в семье священника солнце-поклонника из Emesa ныне исламский город Сирии Хомс
Первые изображения императора с венком появляются именно с Септимия Северса.
На праздник граждане Рима, император , вся его семья одевали солнечный венок, эту традицию продолжил и его сын Каракалла, а император Гелиогабал признал этот праздник как официальный праздник Рима.
С 25 декабря 274 года по указу императора Аврелиан праздник был признан официально праздником всего Рима, а само Солнце покровителем Рима.
Ношении венка у императора приобрело официальные требование к качеству самого венка, он уже был похож на корону.
Одевание венка на голову породила два исторических мифа уже в христианские времена о якобы обожествлении императора и второй миф это появления солнечного нимба как символа святости на христианских изображениях и идолах.
На праздник люди собирались семьями, готовили обеды, участвовали в фестивалях, в этот день все на голове носили венок и украшали деревья.
С середины 5 века христианская власть запрещает фестивали, после выпущенной доктрины христианского теолога Августина и начатой им компании против участников праздника.
Однако люди уже на обломках империи продолжали отмечать праздник у себя дома.
В 12 веке христианская власть высказала предположения, что 25 декабря это рождение Христа, но это было оспариваемой гипотезой, так как сочинения ранних христианских проповедников например, говорили о рождении Христа 25 марта, однако 12 век это был веком когда любые решения церкви были обязательные. Так Sol Invictus — Непобедимое Солнце стал Рождеством.
PS Мозаика Времен Септимия Северса, изображен Бог Солнца и лошадки, удивительно, но факт, Герб Северцев и Северии это лошадь и солнце
Пир Митры, 130 год
Греки оракулы из Дельфийского Аполлона о будущем северцев, Септимуме Северсе и тд
«Вместе и Черные, и Белые будут проливать свою кровь вечно; Империей по всему миру будет управлять уроженец Карфагена ».
Северская культура – поэзия Василия Капниста, труды Григория Полетика, Константина Циолковского и т.д.
***
Фракийские шлемы, 1 век. Северцы принесут уже 7-8 вв эти шлемы в Северию, они станут известны в истории для россиян как Черниговские шлемы или Северские.
***
Северская кульутра также нашла свое отражение в героизации северских воинов в период существования Северии в Англии, ныне Солсберри. Северцы-воины стали образом подвигов короля Артура и его верных рыцарей Круглого стола.
***
«Мы, саяны, раньше звались стояны, то есть всегда правильно на своём стоим, за правду стоим»
(Саяны — стояны, принципиальные севрюки воевавшие за свою землю на смерть)
***
14 октября — День Пенатов или кладовой с запасами — Di Penates — официальный римский праздник в честь богов-покровителей домашнего очага и всего римского народа. Каждая семья имела обычно двух пенатов, изображения которых, изготовленные из дерева, глины или камня, хранились в закрытом шкафчике возле очага, где собирались все члены семьи.
Слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы.
В метафоричном значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам».
В древности у славян этот праздник трансформировался в Покров день — когда заканчивались полевые работы, был собран весь урожай , а в подвалы все съестные припасы. Начиналась пора домашнего очага и топки печи, ожидание зимы, устраивались свадьбы. Христианская власть в 11 веке признала данный праздник языческим, но запретить не сумела и переименовала его в покров пресвятой богородицы создав свою легенду. В России из-за сложности в принятие христианства, праздник стал носить смешанный характер как Покров день — встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих посиделок и осеннего свадебного сезона. Название праздника стала связываться с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. С 17 -18 веков в некоторых регионах праздник стал сопровождаться походом в христианские храмы. В современный период коренные народы России, российские неоязычники, атеисты выступают за возвращение праздника к его настоящему значению.
***
Деревня Шебанцево, город Домодедово, юг Московской области
Деревня Шебанцево, расположенная на юге Московской области в городе Домодедово известна как северская деревня с 7 века. Раннее название деревни — Щiбанцево или Shebans off, происходит от северского от слова sheban — временный приют или гостиница, а off — у дороги.
Есть также версии происхождения от «saban».
Например, в переводе с арабского: «сытый, богатый» или тюркское слово «saban» («caban») – «чабан, пастух» или латынь: sabanīs — место где производят полотенца и льняную ткань, однако данные версии сомнительны в силу языкового смысла и произношения, плюс функционала — Шебанцево эта деревня через которую всегда шла Старая Каширская дорога, где всегда останавливались путники, и где сейчас есть мотель, магазины, любимое место водителей фур, которые останавливаются в деревне для многочасового полноценного отдыха.
***
Новый Оскол, Белгородская область, Северщина
фото Александры Коняевой, художницы, культурного деятеля Северии, август 2019г.
фото Александры Коняевой, художницы, культурного деятеля Северии,август 2019г.
***
Северские народные костюмы
Северская антропология, язык и национальные костюмы
Когда говорят что северяне якобы савиры это смешаная версия начала 19 века, политическая, тогда нас царская Россия ненавидела, принижала и сочиняла сказки.
Во-первых в 20 веке советский анатом Бунак провел исследование и выявил сходство севрюков с сардинцами и это так, даже костюмы похожи, плюс в СССР было много раскопок роменской культуры, что подтвердило и Бунака и роменское происхождение северцев, что также подтверждено раскопками в Болгарии 20 — 21 века.
во-вторых, северский язык, например слова горато — лес, заместо — вместо, покаместо — пока, слобода — свобода, центр — город, руковато — рукав, нажато — нож, серб — сосед и т.д. это все одновременно и македонский и болгарский и сардинский, но ни в русском, ни в украинском и белорусском их нет, при этом слобода — было взято у северцев россиянами и украинцами. Есть синоним — лiбертатя сохранился от латыни.
йёнъ, яна,йент, йаны — он, она, они (м.р), они (ж.р) у братских народов этого нет, но есть в македонском, сардинском, болгарском, а это основа грамматики, как и падежи.
в — третьих топонимика, сотни источников Римского периода говорят о северцах как об одном из народов Рима, с красивыми костюмами, традициями расселившихся анклавами по всей Римской империи.
Более того, северцами на территории Северии было построено 14 Римов.
Северская панева
Клетнянский район, пгт. Клетня, Брянская область, Краеведческий музей в Клетне
Женский северский костюм, Белгородская область, экспозиция Белгородский краеведческий музей
***
Северская архитектура — жилые дома в сельской местности — хатанцы или хатуни
Домодедовский район, Барыбино
Домодедовский район, Барыбино
Белгородская область, Шебекинский район, Крапивное
Тростенец, Новооскольский район, Белгородская область
Северский скач (пляс) — северский карагод
Северский Карагод — северски народный скач (пляс), упоминается в давние времена, когда северцы жили во Фракии,
Римский период, символизирует единство северян, народное хозяйство : «Як у нас на Болховсе курiса снесла яйсе прямо у рукавiса».
Карагод был популярен особенно у севрюков Обояни и Курска, известен был у севрюков как
кудиярский скач, после заселения Северии служивыми людьми из Московии, стал популярен и среди них под названием «Тимоня», в результате карагод — пляска всех жителей Северщины.
Борода
Очень смешная история, как северцы жителей московии называли — capi, от глагола цапать. До Петра I мужчины московиты носили длинные бороды, а северцы брились и отращивали лишь машуры — усы, как говорит словарь Фасмера, украинцы эти броды называли кацапы, борода как у козла, ныне оскорбительно уже — козлы, но у северцев был другой смысл — за что хватать или цапать — бороду саp kacap e k sebe . Отсюда московские поселения назывались цаповки, в последующем появилась фамилия Цапки.
Отражение в названиях
В Белгородской области, в Новооскольском районе есть село Солонец-Поляна, в народе Козел, несмотря на официальное название, народ упорно это село называет Козел, местный совхоз создал там отделение, так его народ и прозвал Козловский участок.
В настоящее время исследователи северской культуры отмечают, что в селе Солонец-Поляна сохранился северский язык, местные используют северский язык в быту, в межличностном общении.
Пословицы и поговорки
Казак — батрак, казачка — батрачка на северском языке.
Севрюк — военный северский земли, служил только Северии, если северюк шел на службу чужакам, например Москве, Польше на Сечь его называли казак-севрюк. Отсюда казаки-севрюки или батраки-севрюки (служивые). Гражданское население называлось просто северянами или северцами.
Родня – посерёд дня, а ночью не попадайся.
Северская поговорка
Великие деятели Северщины
Игорь Северянин (1887-1941)
(Игорь Васильевич Лотарёв)
Северский поэт. Происходит из рода Шеншиных Курской губернии, Северские земли. Мать — Наталья Степановна Лотарёва, урождённая Шеншина (дочь предводителя дворянства Щигровского уезда Курской Губернии).
Псеводоним взят по названию земли предков — Северщины.
Поэза правительству
Правительство, когда не чтит поэта
Великого, не чтит себя само
И на себя накладывает вето
К признанию и срамное клеймо.
Правительство, зовущее в строй армий
Художника, под пушку и ружье,
Напоминает повесть о жандарме,
Предавшем палачу дитя свое.
Правительство, лишившее субсидий
Писателя, вошедшего в нужду,
Себя являет в непристойном виде
И вызывает в нем к себе вражду.
Правительство, грозящее цензурой
Мыслителю, должно позорно пасть.
Так, отчеканив яркий ямб цезурой,
Я хлестко отчеканиваю власть.
А общество, смотрящее спокойно
На притесненье гениев своих,
Вандального правительства достойно,
И не мечтать ему о днях иных…
1920
***
Северин Гай Ильич (1926-2008)
Генеральный конструктор НПП «Звезда», выходец из северской земли – Прохоровского района Белгородской области
Цитата: «Слово «невозможно» нам неизвестно»
В качестве иллюстрации использована картина «Земляне» 1984 художника В.Одайник
***
***
***
***
***
***
Северская культура многогранна и всегда развивается, поэтому данный постоянно обновляется и дополняется по мере поступления информации.
Приносим свои извинения за возможное нарушение хронологии.
Также ознакомиться с северскими литературнымии произведениям, как частю северской культуры, можно в рубрике «Северская библиотека», а также в следите за культурными событиями в новостях на нашем сайте.
***