Северский кружок автономистов был образован в Новгороде-Северском в конце 18 века.
В него входили видные патриоты северской земли, кружок выступал за автономию Северщины и в итоге за независимость от Российской империи.
Кружок поддерживал связи с иностранными политиками и государствами, а так же имел тесные связи с лидерами Великой Французской Революции и отцами основателя США. Велась подготовка революции на Северщине (Берлинская миссия В. Капниста 1791 — достоверно по поручению новгород-северских автономистов, отношения с революционной Францией.).
Интеллектуальная основа взглядов участников Северского кружка опиралась на традиций северской демократии и естественного права.
В идеологическом смысле политическая концепция Новгород-Северского кружка ориентирована на традиции прямой демократии Северщины в частности, национально-демократического движения в истории северян: акцентирование внимания на знаменитом и героическом прошлом, военной доблести и победе, подчеркиваются преимущества, которые получила Москва с присоединением северских земель. Определенное влияние на взгляды участников Новгород-Северского кружка оказали идеи американской и французской революций конца 18 в. Основными задачами стояла формирования республики Северия на принципах демократии, многопартийности, построения системы разделения властей, ликвидация сословий, запрет крепостного права, ликвидация безграмотности, ограничения прав религии – светскость.
Разработан был и пропагандировался Северский билль о правах.
Не исключалось вхождение Северщины в состав Соединённых Штатов Европы.
Создание свободной рыночной экономики.
В Северский кружок автономистов входили
Варлаам Шишацкий, Андрей Гудович, Григорий Долинский, Мельхиседек Значко-Яворский, Тимофей Калинский, Василий Капнист, Павел Коропчевський, Афанасий Лобисевич, Михаил Миклашевский, Григорий Полетика (Политика) Андрей Рачинский, Федор Туманский, Иван Халанский, Архип Худоба, С. Ширай и др
источник:
Ясь О. В. Новгород-Сіверський гурток // Енциклопедія історії України. — К. : Наукова думка, 2010. — Т. 7.
Василий Капнист и Григорий Полетика
Василий Капнист
Григорий Полетика
Однако в отношении северских лидеров начались репрессии, кружок автономистов был ликидирован.
12 декабря 1796 года было упразднено Новгород-Северское наместничество, а территории Северии были разделены на малороссийский, белорусские и великорусские губернии. Упоминание северцов попало под запрет, сохранявшийся в течение всего времени правления романовых. Северское противостояние ушло на низовой уровень. Севрюки стали скрывать свое происхождение, менять имена и даты рождения. Традиция изменять имена и даты рождения сохраняется и в наши дни.
Один из ярких примеров переименовывания севрюков
«В русских источниках севрюки часто называются “бортниками”, а их занятию бортничеством уделяется особое внимание. Ещё в известном “Сказании о Мамаевом побоище” князь Дмитрий Рязанский говорил Андрею Полоцкому, что к нему приходили “медокормцы из Северы”…
Бортничество было развито в Северской земле ещё в последней трети 1 тыс. н. э….
По данным литовской Метрики, бортные земли на Северщине представляли собой самостоятельные хозяйственные объекты— предмет “дани” великого князя литовского. Бортные угодья входили также в состав земельных владений в районе Чернигова, Путивля, Брянска. Хозяйственные занятия севрюков во многом определялись природными условиями Северской земли.
О древних традициях земледелия в Северской земле свидетельствуют бортные знамена, изучавшиеся Г. Н. Анпилоговым на основании путивльских и рыльских переписных материалов конца XVI начала XVII вв. Среди рисунков бортных знамен, изображающих различные орудия труда, предметы хозяйственного снаряжения, быта…
Среди названий бортных знамен, упоминаемых в рыльских и путивльских писцовых книгах встречаются “острова”, “островка”
Так в документе, относящемся к 1653 г., путивльский воевода Арсеньев сообщает о столкновениях местных бортников севрюков с черкасами, которых правительство поселило “в новый Сумин город”, построенный в устье реки Сумы. Автор воеводской “отписки” явно предпочитает именовать местных жителей “путивльскими бортниками”, “государевыми бортниками” и только дважды называет их “севрюками”. Аналогичны этому другие документы, где название “севрюк” вообще не употребляется, но речь идет о местном населении путивльского, рыльского и других уездов бывшей Северской земли.»
Багновская Н. М. Севрюки: население Северской земли
***
Оболенские и Северия
Описание изображения: портрет М.А. Оболенского («Бандит») работы В.А. Тропинина (1840-е гг.)
Российская Империя, чтобы утихомирить северцев отдавала некогда захваченные еще Московией северские земли своим наиболее преданным служивым . Однако выходило все с точностью наоборот, севрюки перевербовали пришлых, учили демократии и сопротивлению не только бедняков, но и богатых.
Так, именитым Оболенским были отданы земли в районе Нового Оскола, ( поселок Прибрежный).
После разгрома Северского Кружка Автономистов, Империя стала усиливать свое влияние через своих военных.
Так земли ныне поселка Прибрежного были отданы Евгению Петровичу Оболенскому — офицеру РИ. Однако, выходец из северской семьи (Тульского губернатора) быстро впитал дух Северщины и стал одним из самых активных участников восстания декабристов, был избран начальником штаба восстания и командующим повстанческими силами.
После ареста, усадьба перешла Михаилу Андреевичу Оболенскому, который был куда более осторожным, историк, служил в Москве, при этом симпатизировал севрюкам, укрывал у себя в усадьбе отряды севрюков, совершавших военные атаки на чиновников и казну Российской империи, облагавших данью пришлое население.
В 19 веке севрюки были символом свободы и разбойничества, Михаилу Андреевичу Оболенскому так нравился этот образ у севрюков, что ему нарисовали его портрет в образе севрюка под названием «Бандит».
***
Северцы стали уходить в подполье, а борьба перешла на низовой уровень.
Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 г. писал: «личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким был курский до половины прошлого века, о безопасности и мечтать было невозможно. В те отдаленные времена путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только тех отверженных, которых общество выбрасывало за их непригодность из своей среды, но и обыкновенных мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на «стороннее занятие», дававшее отличный заработок». В этих условиях из жителей Курского пограничья сформировался особый тип людей, известных в XV XVII вв. под именем севрюков.
По записанному Н. Добротворским во Льговском уезде преданию, «кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили». В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище «Солянка» (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И. Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и «с тех пор разбои прекратились».
***
Среди севрюков были роды не только воевавшие за независимость Северщины и подпольщики, но и те, кто входил в элиту Речи Посполитой, ни были шляхтичами, князьями.
Известный род шляхтичей-севрюков это Вишневецкие в г. Лубны. Княжеский род — Курцевичей — Севрюков. Представители этих родов отражены в художественном фильме Ежи Гофмана «Огнем и Мечом» как Ярема Вишневецкий-Севрюк (Лубны)и главная героиня Елена Курцевич-Севрюк и ее родственники на севрюковском хуторе Розлоги.
Относительно княжеского рода Курцевичей-Севрюков история на Елене не закончилась.
В начале 19 века жили яркие представители рода Василий Михайлович Курцевич-Севрюк и Иосиф Ян Курцевич-Севрюк , они пытались убедить севрюков выйти из подполья, развивали культуру, язык севрюков, а Василий Михайлович изучал свой род и восстановил всех родственников до начала 14 века. Написал книгу: «Выводъ о происхождении прозвищъ: Севрукъ и Курчевичъ-Севрукъ», которая вышла в Минске в 1894 г.
Иосиф Ян Курцевич-Севрюк закончил в 1813 г. Виленский университет, получив звание кандидата философии. Преподавал в Слуцком дворянском училище и сделал основной вклад в сбор документов о дворянское происхождение севрюков: подготовил в 1824 г. Сведения для Минского депутатского дворянского собрания о 125 представителей рода.
Судьбой ему было отмерено только 43 года жизни. Похоронен в Слуцке. На могиле лежит большой камень с надписью на польском языке: «Святой памяти Иосифа Севрука, профессора Слуцкой гимназии, мужа Правды и Добродетели 1836 года». С горечью пишет об этом Василий Михайлович Курчэвич-Севрук: «Памятник установили ученики и товарищи из уважения к его личности, а Севруки не догадались поставить, как он того заслужил …»
Герб «Курч» рода Севрюков.
Стоит вспомнить и о других представителей рода, которые помогали Иосифу Севрюков в его благородном деле, и прежде всего о его ученика Матвея Петровича Севрука, который много сделал для поиска семейных документов.
Одного из Курцевичей, который жил на Волыни в имении Сотва и назывался в просторечии Корташам, прозвали Севрюком, Севрюков, что связано с Северским княжеством, возможно, с его столицей Новгород-Северском. Как отмечает Василий Михайлович Курцэвич-Севрук в упомянутой выше книге-исследований, фамилии в Северо-Западном крае берут начало от местности, названий поместий и городов. Фамилия Севрук скорее всего тоже пошло от названия местности, как Пинчук — от Пинска, Минчанин — от Минска, так и «Севрукъ — отъ Северщизны».
Этот же автор предлагает потомкам из рода Севрюков продолжить дело исследования своих корней и советует обращаться в поисках к Волынской и Литовских хроник.
Есть версия в российской историографии, что род Курцевичей-Севрюков происходит от Рюриковичей, однако сами Курцевичи-Севрюки эту версию опровергают.
Род Курцевичей-Севрюков жив до сих пор и сохраняет свою идентичность и верность гебу «Курчь».
Источник:
Анатолий Статкевич-Чебоганов
Возвращение к истокам
Працяг.Пачатак в № 7.
«Родное слово», 01/2011
***