Роменская культура – современное название культуры, носителями которой являются северцы — коренное население Северской земли. Северцы (северяне, сиврюки, реже севруки) — жители Северской (Сиверской) земли, Северщины, выходцы из провинции Фракии Римской Империи.
Роменская культура берет название от г.Ромны Сумской области, где расположено городище северцев, где еще со времен Екатерины II проводилось множество раскопок и найдено громадное количество артефактов серверцев. Н. М. Карамзин ошибочно отождествлял с Ромнами городок Римов (известный также как «Рим»), упоминающийся в летописи и в «Слове о полку Игореве», однако город Римов это другой город северцев, расположенный в Курской области.
Римов — один из трёх крупных городов северцев (наряду с Рыльском и Курском) Курской земли, в отличие от последних, не сохранившийся до наших дней.
Впервые Римов упоминается в Лаврентьевской летописи 1096 года. Также упоминание о Римове мы находим в Ипатьевской летописи и «Поучении Владимира Мономаха». По летописным источникам Римов был полностью разрушен половцами в 1185 году. О разрушении Римова упоминается в поэме «Слово о полку Игореве»: «Се у Рим кричат под саблями половецкыми…»
В Италии есть один Рим, а на Северщине — 13
Рим в Курской области
Впервые упоминается древний город под таким названием в летописях 1096 года. Есть строка о нем и в «Слове о полку Игореве»: «Это в Римъ кричатъ подъ саблями половецкымы». В «Летописи киевской» по Ипатьевской списку рассказывается, что после поражения князя Игоря половцы «ушли приступили к Риму, а римовичи затворились в городе. И когда они взобрались на пустыми то, за божьим промыслом, упали два Городнице с людьми прямо к врагам, и на других горожан нашел страх. И которые же горожане вышли из города и бились, ходя по римивському болоту, то те избежали плена, а кто остался в городе, то те все взятые были».
Сегодня можно лишь выдвигать гипотезы, когда и кем Рим был разрушен. По другой версии, исследователь Владимир Грипась считает, что в этом плане «заслуживает внимания Свиридовское городище, на 12 км севернее г. Лохвице». Писатель Петр Ротач утверждал, что Римов — это местность возле села Харьков Талалаевского района, где стоял хутор Багрееви корчмы.
Но недалеко от этих мест в Варвинском районе Черниговской области между Мармизивкою и Брагинцямы есть урочище Рим, до 1938 года здесь было небольшое поселение Рим. Краевед из Варвы Валентина Саверский-Лихошва небезосновательно считает, что именно у этого Рима Владимир Мономах в 1090-х гг разгромил половцев. Но … на Чернигово-Севере, оказывается, еще есть немало Римов. Между селами Лихолетки, Ставиский и Сивухи Козелецкого района является урочище Рим (когда-то там был хутор Рим). Возле села Копти этого же района является лес Рим.
В «Календаре Черниговской губернии на 1893 г.» упоминается хутор Рим вблизи Шабалинова Сосницкого уезда. Есть также урочища Рим у Переписи Гродненского района, Рим Первый и Рим Второй вблизи села Антоновичи Черниговского района. В донесении Прилуцкой полковой канцелярии Красноколядинской сотника за 1654 год упоминается Рим Иваницкой сотни (бывший хутор Рима Южненского сельсовета). Есть и урочище Рим в Черниговском районе возле Андреевки. Возле села Степановки Ичнянского района являются курганы Рима. За селом Пустотино Носовского района названный поле Калар (Каларимове). Есть Рима среди болот у с.Ивашкивкы и хутора Первое Мая Городнянского района.
В Ивашковцы Городнянского района местные жители так называют участки в урочище Ближние Бованичи («Там есть Рим, это место, когда идешь по нему, а оно качается и проваливается»). «В болото Ральцы, — рассказывала нам Александра Андреевна Гайструк, — мать просила, чтобы я не ходила, потому что там Рим, затянет». Римом у переписи называли яму, заполненную водой.
Многолетнему изучению истории Северской земли посвящены работы: известного археолога А.В. Григорьева «Северская земля в VIII – н. XI века по археологическим данным» (Тула, 2000 г., Гос. Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Труды Тульской археологической экспедиции, выпуск 2).
А.В. Григорьева «Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I – начале II тысячелетия н.э.» (Тула, 2005 г., Гос. Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»), Тортика А.А. «Северо-Западная Хазария в контексте истории Восточной Европы (вторая половина VII – третья четверть Х в.)» ( Харьков, ХГАК, 2006) и статья А.В. Комар «Исторические предпосылки возникновения легенды о полянской дани хазарам по археологическим данным» (Хазары. Евреи и славяне. Т. 16. Институт Славяноведения РАН, «Мосты культуры», М./ «Гешарим», Иерусалим, 2005). Все эти работы есть в свободном доступе в интернете.
Важно отметить, что в этих работах подчеркивается, что при всей общности роменской культуры с ближайшими славянскими памятниками правобережья Днепра, у них имеется ряд важных различий:
Особенностью северянского домостроительства ранней поры можно считать тип отопительных сооружений: печи в виде подбоя, вырезанные в стене котлована, в материковом останце или в специально приготовленном глиняном массиве, известны в это время на весьма обширном пространстве, но только в Северской земле они являются ведущими, практически единственным типом отопительных сооружений вплоть до рубежа IX – Х вв, при этом тот тип домостроительства отмечается и во Фракии у северцев. Тот факт, что печи указанного типа строились на всех поселениях культуры, вне зависимости, а часто вопреки характеру материковых отложений, однозначно указывают на то, что в данном случае тип печи был глубоко традиционен. Традиция эта появилась на Левобережье Днепра одновременно с роменской культурой, была необычайно устойчивой и трансформировалась лишь в конце IX – начале Х века. Поэтому есть все основания полагать, что первые носители роменской культуры пришли из районов, где этот тип печи успел сложиться.
На памятниках, оставленных смешанным, в том числе славянским населением, типа Ипотешти-Кындешти-Чурел (Фракия), печи, вырезанные в материковом останце, известны уже в VI-VII вв. На отдельных поселениях они составляют ведущий тип. Упадок культуры происходит, вероятно, в конце VII века и связан с приходом на Левобережье Дуная болгар. На правом берегу Дуная в VII веке бытуют печи-каменки. Появление и широкое распространение печей в виде подбоя происходит здесь, вероятно, на рубеже VII-VIII вв.
Украшения северцев в качестве свое подосновы имеют ювелирные традиции Фракии. Вероятно, поступление фракийских украшений в Северскую землю шло непосредственно из районов их производства. Тот факт, что именно эти вещи послужили основой для возникновения собственно роменской ювелирной традиции, говорит о том, что либо поток импорта в VIII веке был необычайно мощным, либо традиция, как и первые украшения, была привнесена переселенцами.
Украшение потолка, опять же что характерно для северцев как на Северщине, так и во Фракии.
В результате проведенного А.В. Григорьевым обзора можно отметить, что все небольшие отличия раннероменской культуры от общеславянской в той или иной степени находят свои прототипы в материалах памятников VII- 1й половины VIII века.
Источники:
- А.В. Григорьев «Северская земля в VIII – н. XI века по археологическим данным» (Тула, 2000 г., Гос. Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», Труды Тульской археологической экспедиции, выпуск 2).
- А.В. Григорьев «Славянское население водораздела Оки и Дона в конце I – начале II тысячелетия н.э.» (Тула, 2005 г., Гос. Военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле»),
Тортика А.А. «Северо-Западная Хазария в контексте истории Восточной Европы (вторая половина VII – третья четверть Х в.)» ( Харьков, ХГАК, 2006) - А.В. Комар «Исторические предпосылки возникновения легенды о полянской дани хазарам по археологическим данным» (Хазары. Евреи и славяне. Т. 16. Институт Славяноведения РАН, «Мосты культуры», М./ «Гешарим», Иерусалим, 2005).
- Сухобоков О. В. Славяне Днепровского Левобережья (роменская культура и её предшественники) — К.: «Haукова думка», 1975.
Древние города России и постсоветского пространства.
Статья «Римов» 4 июля 2012 год.
Крапивенское городище — многослойный памятник археологии, расположенный на высоком мысу правого берега реки Корень на северо-западной окраине села Крапивное Шебекинского района Белгородской области, городище северцев 9 века, одно из самых крупных городищ северян. Городище состоит из детинца, межградья, окольного города, 6 открытых посадов (1—6) и грунтового могильника-1. Сложнейшие архитектурные сооружения соединяли севреский город в единое целое.
Древний город был окружен высоким насыпным валом, рвом – его еще можно усмотреть в меловых низинах; и крепкими стенами, с разводным мостом-воротами, с гротом построенному по фракийскому типу и орнаментам античности. Город торговал – об этом свидетельствуют многочисленные находки иностранных монет и торговых весов. Город занимался бортничеством (сбором меда диких пчел), сбором воска, рыболовством, производством тканей и нитей, кузнечным, гончарным, косторезным и ювелирным ремеслами.
Были в городе и свои оружейники: при раскопках древних кузней найдены заготовки и формы для клинков, разные образцы руд и металлов Город был грамотным, найденные уникальные для железные писала свидетельствуют о распространении письменности среди простых слоев населения. (Белгородская энциклопедия/под ред. Овчинникова В. — Белгород, 2000 – С.
211) Все предметы, найденные на месте древнего города, мы можем увидеть в коллекциях Шебекинского историко-художественного и Белгородского музеев.
Железное писало, найдено на Крапивенском городище, место экспозиции Шебекинский краеведческий музей, Белгородская область
Римов — (Romae — Рима ) — один из трёх крупных северский городов (не сохранившийся до наших дн). Римов был обнаружен в 1909 году близ села Гочево (Гочевское городище) Обоянского уезда Курской губернии на высоком правом берегу реки Псёл археологом профессором Д. Я. Самоквасовым Римов упоминается в Лаврентьевской летописи 1096 года. Также упоминание о Римове мы находим в Ипатьевской летописи и «Поучении Владимира Мономаха». По летописным источникам Римов был полностью разрушен половцами в 1185 году. О разрушении Римова упоминается в поэме «Слово о полку Игореве»: «Се у Рим кричат под саблями половецкыми…».
В 1940—1941 годах раскопки Гочевского городища вёл также известный археолог Б. А. Рыбаков, нашедший витые стеклянные браслеты, сыродутные металлургические горны для выплавки стали, боевые топоры, наконечники копий и стрел. В засыпанных пеплом землянках найдены многочисленные человеческие скелеты.
Источники:
- Древние города России и постсоветского пространства. Статья «Римов».4 июля 2012 года.
- Самоквасов Д. Я. Дневник раскопок в окрестностях с. Гочево Обоянского уезда Курской губернии. М., 1915.
- Рыбаков Б. А. Отчёт о раскопках городища Крутой курган близ с. Гочево Курской области в 1937 и 1939 гг. // ГАКО. Ф. Р-3139. Оп. 1. Д. 148.
- Регина Палеева. История границы в границах истории. Журнал «VIP/ Взгляд. Информация. Партнерство», №3(67), 2011 г.
Из энциклопедии Белгорода
«Белгород возник на месте Северского городища (Роменская культура), расположенного в X веке на меловой горе, вблизи впадения реки Везелица в Северский Донец».
- Хотмыжское городище — археологический комплекс северской культуры. Расположен при слиянии рек Меловой Колодезь, Рогозная и Ворскла, в Белгородской области Название получил по селу Хотмыжск. Памятник археологии регионального значения.
- Холковское городище – северская крепость – была построена северцами в VIII веке. После поражения северцев в войне с Московией в 1620 году, патриарх Московский Филарет Никитич благословил Никольского горного священника Геласия воздвигнуть на Холковском городище Свято-Троицкий Холковский монастырь во имя Николы Чудотворца.
- Обоянь – Oboediens (latin)подчиняющийся.
- Курск – Kurscha, Ducatus Kurschensis (место отдыха, обучения или тренировок).
- Тула — Tullus в женском роде Тulla, латинское имя, имя правителей Рима.
- Мценск – Mscenscum (latin miscēns) — содинение.
- Поганец — Paganus (Latin) (Деревенец) — житель Римской деревни, грамотный, воин, придерживающийся веры в античных богов, распространенная фамилия северцев — Деревенец .
- Оскол — оscillum (маска бога Диониса- бога плодородия, виноделия и ярких общественных собраний, маска из пуха, который разлетается легко по ветру, пух Ивы).
- Река Северка — жительница Северия, она же богиня любви — плодородия, и процветания, она же Венера.
- Premislia — Premislia aequalis Romae, quia in septem montibus locata est — За семи горами Рима расположен Перемышль.
- Сверилеск, ныне городище При обследовании в зап. части села Северское Коломенского района на берегу р. Северки и р. Москвы обнаружено городище, упоминаемое во многих источниках.
Северское
Северское — село в Коломенском районе Московской области, входит в сельское поселение Радужное. Население — 269 чел.
Располагается на реке Северке в 9 км севернее Коломны.
- Севрюково — село в Белгородском районе Белгородской области.
- Севрюково — деревня в Брянском районе Брянской области.
- Севрюково — деревня в Малоярославецком районе Калужской области.
- Севрюково — деревня в Мценском районе Орловской области.
- Севрюково — деревня в Ленинском районе Тульской области.
- Севрюково — деревня в Одоевском районе Тульской области.
- Севрюки — деревня в Смоленской области, Дорогобужский район
- Севрюки — село в Гомельской области, Репс. Беларусь
- Река Северка (Северца) Московская Область, Северский Донец — Белгородская область Харьковская область
Мценск — Mscenscum, река Северец, Брянская область - Новгород-Северский — Сумская Область
- Село Северец — Брянская область
- Село Северка — Саратовская область
- Улицы Большая и Малая Северовские, село Северово — Подольский район Московской области
- Северск — Донецкая область, Украина
- Северилеск — городище в Домодедовском районе Московской области