Северцы сохранили и продолжили свой стиль управления и командования, история отразилась в названиях: Северский Донец, Новгород-Северский, Северское, Северское управление, Северия, Свирильск (Колмна), Северьска властнiца (волость) с центром с Северилеске, река Северка (Северце) — Юг Московской область, краю давали название Ducatus Siveria. Северские названия просто проходят сквозь всю Северщину — ныне территории Украины, Белоруссии и России вплоть до юга города Подольска Московской области.
Северцы по своей культуре были маздаистами и атеистами.
Северцы до 17 века сопротивлялись всем попыткам насильственной христианизации, которая особенно усилилась с литовцами, так из Черниговской митрополии был отправлен проповедник, которому тут же северяне отрубили голову, за то тот начал по Северщине распространять слухи, что якобы высушил озеро, ныне он святой мученик у православных. Вторая волна христианизации пришла с Иваном III, когда по северской земле началось распространение слухов о способности иконы Николая Угодника плыть против течения. Однако, и это не помогло. Только в 17 веке после победы Московии было принято решение строить по храму на каждую 1 тысячу человек, так на северской земле появились храмы.
***
Из повести Временных Лет
В Степенной книге: „И иде Ольга сыном своим и воинством по Деревской земли, уставляющи устав и уроки и ловища. Нецыи же глаголют, яко Деревская земле бе, иже во области
Великого Новаграда, ныне же Деревская пятина имен ема; инии же глаголют, яко Северская страна бе, идеже бе Чернигов град».*»и постави сѣверъ» Имеется в виду полки северян.
Мстислав говорит: „Кто сему не рад? Се лежить северянин, а се варяг, а дружина своя цела»).
Да то все видев Александр, бывающаа в них скверны, убояся, еда како доидуть
до земли святыа и осквернять ю от скверненых своих един, и молитися нача
богу зело, и повеле събрати я ι вся мужа и жены и дети их, и съпроста
ре щи всяко южижство их и погна я от въсточныя земля и гна я и иде въслед их, донележе внидоша в края северския;
а друзии седоша по Десне, и по Семе, и по Суле, и нарекошася Севере.
884 г: „и победи северяны, и възложи на нь дань легъку».
Северцы по мере усиления Руси вошли с ней в военный союз, при этом северцы сохраняли свои суверенные права, так, законы Руси в Северии не действовали, у Северцев сохранялось и развивалось римское право.
Важно отметить, что православные и российские имперские источники называют северян племенем, хотя очевидно, что северцы не были племенем, а были народом.
Иллюстрация из Повести временных лет, где упомянуты северцы как народ:
на фото толкователь Повести Временных Лет
из книги Барац Г. М. Критико-сравнительный анализ договоров Руси с Византией.
Северия была полисной конфедерацией
В каждом городе-полисе северцы избирали на собрании (comitia tributa) прямым голосованием архонта, так избирался архонт Чернигова, архонт Новгорода-Северского, Курска, Северска, Мценска и т.д. По мере христианизации, на Руси вводились араамические должности, многие, например, архонты переименованы — были в цари по библии и Царю Давиду и т.д. На Северщине параллельно продолжала развиваться северские традиция управления, которые шли в ногу со временем и архонты сменены были на магистров и мастеров городов-полисов.
***
ПЕРЕМЫШЛЬ СЕВЕРСКИЙ (Premislia Severiensis) — пример северского города-полиса 8 века
Перемышль Северский — Premislia Severiensis – город-полис, основанный северцами предположительно в 8 веке н. э. на берегу реки Моча, с 8 века по 17 век — северный форпост Северии. Ныне известный как городище Перемышль Московский, расположенный в Троицком административном округе Новой Москвы. В состав полиса Перемышль входил ныне Подольский район, Домодедовский район частично и Троицкий район. Граница Северии и полиса проходила по реке Пахра, по сей день в г. Подольске хранится память о самом северном северском поселении сельце Северское, ныне улицы Большая Северовская, Малая Северовская, село Северово в Подольском же районе.
***
Северьска властнiца (волость)
С верховьев рiци Северце , так северцы называли и называют свою речку ныне Северку и так ее называли москвичи ее до Екатерины II например, в грамоте Ивана Калиты, до Пахры и Рязанских земель располагалась Северьска властнiца (волость). Упоминаемая в северских летописях как Северьска властнiца, в московских и владимирских и рязанских источниках как Северьская волость.
Столицей Северьской волости был знаменитый город Северилеск (Сверилеск) расположившийся в верховье рiци Северце, ныне разделенная М4 ДОН деревня Ярлыково (Сверилеск позже получивший Ярлык от Орды) , Нива в Растуново, СНТ Северка — Домодедовский район. Город был настолько развитым и большим, что его мечтали захватить и москвичи и рязанцы и владимирцы, но северцы и даже сам Олег его защищали. Пригородами города были Щебанцы, где горожане северцы отдыхали и развлекались и сельцо Северск ныне Матвеевка, где растили репу и за бором — Заборье и так до Пахры, и где жили бедняки в пригороде Сверилеска — Барыбино и большой рынок ныне Купчинино и маздовка (Берег ФМ) с кладбищем и курганами.
Источники:
Юго-западные границы Владимиро-Суздальской Руси накануне образования Московского княжества
Статья Виктора Темушева, магистра гуманитарных наук, преподавателя кафедры истории России Белорусского госуниверситета, опубликована в Восточноевропейском археологическом журнале (№1/14, январь-февраль 2002 года).
Рапов О.М. Княжеские владения на Руси в X — первой половине XIII в. М., 1977. С. 123.
История Рязанского княжества. М., 1858. С. 145; Зотов Р.В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время // Летопись занятий Археографической комиссии. 1882-1884. Вып. 9. СПб., 1893. С. 204;
Грушевський М.С. Iсторiя Украiни_Руси. Т. 3. К., 1993.
Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. №3.
Общение со старожилами на месте.
***
Северия и Рюрики
Согласно раскопкам и исследованиям под руководством доктора исторических наук и археолога Владимира Петрухина, получены артефакты, доказывающие что род Рюриков это не более чем православная выдумка — по аналогии «от Авраама-Исаак» и т.д. В Рюрики записали всех до этого правивших архонтов в 11 веке, вносились изменения в имена, Игоря могли назвать Олегом и наоборот, так народно избранные архонты стали монархическим родом. Сомнения существованию рода Рюриков высказывал ранее и историк Георгий Вернадский, да и многие западные историки. Но существующие политические доктрины государств, где находится Северия, строят свою историю на мифах о Руси, на что выделяют бюджетные средства, и мифы выстраиваются в интересах этих государств.
***
Как указывает доктор исторических наук, археолог В. Петрухин, Вещий Олег — не более чем художественный персонаж. Как показывают раскопки Черного кургана и другие раскопки, Олег это образ северского правителя в Хазарии, он же Олег Черниговский, народный архонт северцев, породнился с хазарскими правителями, был женат на хазарке, о чем свидетельствуют раскопки резиденции Олега и его семьи. Данные о северском происхождении Олега подтверждает Письмо Шихтера — хазарская рукопись того времени, где описывается как архонт Черниговский потерпел поражение от хазарского военного Песаха, что говорит о внутреусобной войне Хазарии и борьбе северцев за независимость от нее. Как указывает Повесть Временных лет, северцы сразу поддержали Олега, что странно для воинственных северцев, если бы он был чужаком. Спорные моменты возникли с настоящим именем Олега, в норманнской версии он Helgus-Олег (святой-правитель) в Хазарии архонт Черниговский, многие склоняются, что его звали архонт Чернец, он же основатель Чернигова, он же освободитель северский, добившийся независимости северской земли и основатель в 884 году независимого Северского государства впервые за столетие с момента переселения северцев из Фракии.
В пользу данной версии говорит и жесткий отпор данный Киеву при попытке завоевать северцев — Битва при Листвене 1024 г., когда северцы сурово разбили варягов во главе Ярославом, да так что Ярослав и его норманнские дружины вынуждены были бежать в Новгород, а также, что с 884 года до XVII века Северия была одним из самых крупных европейских государств, бурно развивающимся, с развитой экономикой, свободными торговыми отношениями, развивающимся правовым, что в корне отличали Северию от других государств, Московии, Киева и др.
***
Игорь Данилевский
Историк, доктор исторических наук
Статья «Рюрик — это легенда» (цитаты)
Ссылка на издание-источник: https://rusplt.ru/society/ryurik—eto-legenda-13348.html
«Эта теория сводится к одному простому тезису: устанавливается этническая принадлежность легендарного Рюрика — скандинав он или нет. Вопрос этот возник в XVIII веке, когда на следующий день после тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны должна была состояться лекция о происхождении русского народа и Российского государства историка Герхарда Миллера. В ней автор, опираясь на рассказ из «Повести временных лет» о призвании Рюрика, делает вывод, что создателями российской государственности были скандинавы. Рецензентом этой лекции был Михаил Ломоносов, который в ответ написал очень жесткую отповедь. Причем фактически свое несогласие с Миллером Ломоносов выразил в форме если и не доноса, то реляции на имя государыни.»
«Легенда о призвании Рюрика — это именно легенда, и мы не знаем, насколько она имеет отношение к реальности. Мы знаем такие же легенды в Корее, в Мордве, а еще есть замечательная параллель у Видукинда Корвейского, когда он за сто лет до «Повести временных лет» в «Деяниях саксов» упоминает об одном эпизоде, когда несчастные бритты обращаются к саксам со словами, что «земля у нас богата и плодородна, но нас все время обижают».»
«Да, почти в тех же выражениях бритты просят саксов взять их под защиту. Такое впечатление, что литературная основа текстов одна и та же. И надо помнить, что «Повесть временных лет», где впервые описывается призвание Рюрика, написана была через двести лет после предполагаемых событий.»
***
История Лопасни
Лето, 1175 год
Лопасна, она же ныне город Чехов Московской области, один из северных форпостов Северской земли.
Захватив сельцо Северское (ныне юг города Подольска) Владимиро-Суздальские полки решили взять Перемышль Северский (ныне Спортбаза ) , но получили серьезный отпор, тогда Михаил и Всеволод Большое Гнездо решили нанести удар по Лопасне, но не тут то было. Весть о вторжении мещер в Северскую страну дошла в Новгород-Северский — столицу Северии, из Чернигова, Новгорода-Северского, Рима, Донца и других северских городов двинулись войска, мещер поймали прям у Лопасни, но убивать не стали, а разоружили и препроводили северцы мещер до Москвы, даже жен не тронули. С тех пор северцы границу свою охранять стали лучше, ведь этот край был густо населен северцами с одной стороны и мещерами с другой. До сих проезжая по Югу Московской области можно наблюдать контраст названий сел и рек отряжающие принадлежность их тому или иному народу, с юга северские, с севера и востока мещерские. Граница северская с тех пор стояла на замке, интересен в этом плане город Северский — ныне городище близ села Северское (Коломна), омываемый рекой Северкой и Москвой, был торговым центром, торговавшим с эрзянами, мещерами и мокшанами, но после событий на границе, город превратился в военную и политическую крепость Северии, где своим долгом обязаны были бывать все северские военачальники.
***
Зарайск
Московская область, Асетра — Зарайск , северский город крепость, после отсоединения Рязани от Северщины, восточный оплот северцев, в 1146 году в Асетре укрывался от рязанцев Святослав Ольгович Северский. В 1176 году Рязань напала на Северию и оккупировала Асетру, Коломну и Северилеск (Домодедовский район). В этом же году Олег Святославич Лопастенский – сын Северского и северский архонт Лопастенской волости (ныне Чехов и Подольск) отвоевал назад Северелеск; Однако, Коломну и Асетра не удалось вернуть. Рязань переименовывает Асетра в честь Никлая Чудотворца, якобы явившегося в Херсоне рязанцам и указавший на необходимость переименовать маздаическое название Асетра в Зарайск. В 1194 г. Святослав Всеволодович собирает северских архонтов, чтобы идти с ними на рязанских и отвоевывает Асетра и Коломну. Асетра проявлял себя в Ордынский период как сопротивленческий город севрюков. Его много раз пыталась присоединить Рязань, Москва. В 16 — 17 веках был военным оплотом против Московского царя у севрюков, оплотом севрюковской войны под командованием Болотникова. После убийства Болотникова в Туле, часть севрюков отошла к Асетру и Коломне, ведя партизанскую войну против Москвы в окрестностях этих двух северских крепостей. В 1608 г в Асетре между царем Василием и севрюками состоялся бой, который выиграли севрюки, благодаря подоспевшему отряду Лисовского (лисовчики), который в основном состоял из севрюков южных и западных районов Северщины. Соединения объединились и севрюки вернули себе Коломну и всю Северщину, войдя в Москву. Спустя пять лет Москва и Касимово ханство вновь отвоевали Асетра и в отместку севрюкам дали ему название Зарайск. Долгое время Зарайск и Коломна оставались северским символом сопротивления, где Москве так и не удалось обеспечить свою власть, и даже в Российско-имперский период пусть и по ночам, но севрюки оставались властью, служивые их называли, то ворами, то бандитам, а ночь была во власти коренного населения Северщины. Есть сказание
» Iваш,нуди чапаешь?
Якуш, у Коломна.
ти па кае шляхо пайдешь
— па тае, чи па тае?
Северюцки шляхо!»
***