Криминализация Северии
Северское народное сопротивление Российской империи в XIX веке не закончилось, несмотря на разгром автономистов и ликвидацию Северии. Перейдя на низовой уровень, сопротивление продолжило борьбу. В официальной российской пропаганде сопротивление именовалось воровским, однако понятие «вор» стало символом справедливости в народе, именно, вор с Северщины, в конце XIX века стал символом справедливости благородного воровского мира по всей Российской империи, а уже в 20 -х года XX века при советской власти вор трансформировался из-за резкого роста криминальных авторитетов в криминальный мир СССР, политический окрас усилился с политическим репрессиями Сталина, и Липецк с Орлом трансформировались в Ростов-на-Дону и Одессу. Таким был ответ сопротивления — в виде мощного криминального мира. Более того, «вор» на северском языке означает «повстанец», «заворовал» значит «восстал», поэтому часто называют земля северская — земля воровская, т.е. земля повстанческая. А «злодий, злодейка» — это вор, воровка.
Стала хрестоматийной и история северцев в пересказе авторов XX века, переименовавших северцев в «воров», «воровских людей» и т.п. Упоминания северцев связаны с разбоем, воровством в таких «исторических источниках».
Низовое сопротивление не возникло одномоментно, этому предшествовала многовековая история борьба простого народа с поработителем.
Например, выдержка из одного из источников: «В октябре 1670г. 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом [современная Белгородская область] «воровскими людьми». Служилые сразу поняли, с кем имеют дело: им стоило лишь приметить, что неизвестные «кричат ясаком воровским [говорят на разбойном жаргоне] и хвалят вора изменника Стеньку Разина». Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста».
Не остановились на этом и российские историки, видоизменяя народно-освободительное движение в «воровские» сообщества, отражение такая кампания по дискредитации северцев нашла в поговорках.
«Северская земля – воровская земля»
«Нет у царя вора супротив севрюка»
«Орел да Кромы – первые воры, и Карачев – на подтачу (или – в придачу)»
«Кромы – ворам хоромы»
«В Орле что ни двор, то вор»
«Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны»
А знаменитая «Комаринская» — отражение свободного независимого севрюка-сопротивленца.
Так и говорили, «Ах ты, сукин сын, камаринский мужик, Не хотел ты свому барину служить!». Никому неподвластный, не желающий подчиняться севрюк стал героем для обычных людей. В «Орловском вестнике» 1896 года писали: «Родина комаринского мужика Севск (Комаринская волость). Комаринский мужик (по песне) – необузданный вольник, бесшабашный гуляка. Севеск — Северск».
Нашла транформация отражение и в художественной литературе XIX века.
Хорошо известный автор Николай Лесков в романе «Некуда» приводит «баснословие» о разделе земли между Христом и дьяволом: «Он (чорт) хитер, ух, как хитер. Он возвел господа на крышу и говорит: “Видишь всю землю, я ее всю тебе и отдам, опричь оставлю себе одну Орловскую да Курскую губернии”. А господь говорит: “А зачем ты мне Курской да Орловской губернии жалеешь?” А черт и говорит: “Это моего тятеньки любимые мужички и моей маменьки приданная вотчина, я их отдать никому не смею…”
Описывает подобное и краеведческая литература.
Краевед и писатель Е.Л.Марков: «постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки со степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, — выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные».
Наименование «севрюк» трансформируется в нелюдимого угрюмого человека – подтверждение тому, определение слова в словаре Даля: «севрюк» — угрюмый, хмурый человек. «Что смотришь севрюком?» — так говорили о тех, кто смотрел волчьим» взглядом».
«Северский элемент»
В Российской Империи северский народ называли «элементом»:
«Очаги Севрюкского элемента, по прямому
указанию исторических источников, размещаются в пределах Посульско-Удайского подстепья, т. е. в уездах Прилукском (средняя и восточная части уездов), Лохвицком и Роменском (без засульской части этого уезда)»
Падалка Л. В. Прошлое Полтавской территории и ее заселение: Исследование и материалы с картами. с. 101, – Полтава, 1914 год
Брест-Литовский мирный договор
03 марта 1918 году был подписан Брест-Литовский (Брестский) мирный договор между Османской Империей, Германией, Австро-Венгрией, Болгарским Царством и Советской Россией по которому Украина признавалась независимым государством, в границах Соборного Украинского государства от Сяна до Дона, Кубани, включая всю Северщину до юга реки Пахры – ныне Московская область.
Украину представлял северец Александр Севрюк. Именно Александр Севрюк 15 января 1918 года был назначен главой делегации Украинской Народной Республики (УНР) на переговорах с представителями Центральных держав в Брест-Литовске. Первым от имени УНР подписал Брестский мирный договор.
В рамках Украинского Соборного Государства Северищина получила автономию впервые за 100 лет.
Советское правительство при формировании СССР рассматривала вопрос о создании Северской Автономной Советской Социалистической Республики. Однако данное предложение советским руководством не было поддержано.
В результате Северщина была разделена на три республики РСФСР, БССР и УССР, а самое северское движение стало угасать и вырождаться в реакционные проявлении.
В советский период было проведено множество исследований и работ по истории северщины и северцов, которые помогли восстановить многие забытые исторические события, были проведены раскопки.
Конная армия, 1919
Северия, Курская губерния, Великомихайловка (ныне Белгородская область) 1919 год
Северский драгун Семен Буденный формирует 1 конную Армию — ударную силу Красной Армии, которая нанесет сокрушительный удар по Белым и обеспечит победу Красной Армии по всей Северщине и Дону.
Фото 1920 года, Великомихайловка, Красные кавалеристы на фоне северской косоржи хатуни, севрюки отыгрались на российских имперцах по полной программе
Северское восстание против советской власти
Северцы и большевики
Село Ломово, деревня Нелидовка и хутора Полянка и Гремячий — известные места из сохранившихся в Белгородской области селений северян — мамонов, где частично сохранился язык.
В конце марта 1930 года из Харькова в Ломово приехал Александр Ильинский, сын бывшего торговца. Он, по мнению следствия, взял на себя руководство контрреволюционной группой кулачества и начал подготовку восстания крестьян.
Из материалов дела (здесь и далее правописание сохранено):
«6-го Апреля 1930 года был сорван сельский сход на хуторе Гремячий с. Ломово; и там же вынесено решение посадить кулаков в отобранные хаты и разобрать колхоз. После чего толпа направилась к колхозу, разграбили его, посадили кулаков по домам, возвратили им отобранное имущество, при этом были избиты Представитель РИКа и колхозники, Правление колхоза, порваны портреты вождей ВКП (б) Ленина, Сталина и др.».
А на следующий день «по звону в набат» собрались жители близлежащих сёл и хуторов, всего, как написано в следственном деле, 4 тыс. человек. Они выбрали временный народный комитет, который должен был организовать возврат раскулаченным домов и распустить колхоз.
«Среди собравшихся крестьян Ильинский, Назаров и др. проводили антисоветскую агитацию подстрекая крестьян на восстание против Сов. власти и с площади толпа двинулась по направлению к колхозу. Во главе толпы несли белые флаги. Колхозники села Ломово пытались оказать сопротивление – не дать разбирать колхозное имущество, но были частично избиты и прогнаны. Колхозное имущество было разобрано, а кулакам возвращено имущество и дома».
После того как с ломовским колхозом было покончено, протестующие пошли в колхоз села Заячье. По дороге побили и разоружили двух милиционеров и двух членов ВКП (б). Но в Заячьем колхозники дали отпор восставшим, и те возвратились в Ломово.
А с утра 9 апреля «была собрана толпа по звону в набат и снова двинулась в наступление на колхозников в с. Заячье, наступление Ломовцев происходило цепями, при чём Ломовцы обстреливали колхозников с. Заячье…»
Действия ломовских крестьян квалифицировали как «вооружённое восстание в контрреволюционных целях», а за такое преступление ч. 2 ст. 58 предписывала наказание от трёх лет лишения свободы до расстрела.
В 1999 году всех осуждённых за восстание в селе Ломово реабилитировали. А в 2000 году постановлением президиума Белгородского облсуда и само следственное дело в их отношении было прекращено за отсутствием состава преступления.
***
После распады СССР в Украине вновь стала возрождаться северская культура, появились северские СМИ, общественные и политические организации, более глубоко стали проводиться научные исследования. В России произошел бум краеведческих исследований северщины, в итоге было покончено со спором о откуда северцы, исследования доказали что северцы это никакие не савара, а римляне и роменская культура.
Интересен тот факт. что в советское время были и положительные моменты для северцев. Так, например. с приходом Ленина началась героизация северских восстаний, а в 1951 году в честь северца Ивана Болотникова 12 марта была названа улица в городе Москве — Болотниковская улица — на месте, где в 17 веке располагалась ставка Ивана Болотникова.
***
Северская культура получила развитие также и в 1990-х гг. Так, в частности, в городе Домодедово Московской области было создано на северской земле «Домодедовское землячество», что в свою очередь подтолкнуло местных активистов к изучение родной истории, культуры северской земли. Руководителем «Домодедовского землячества» и по сей день является Валерий Задерий. Фамилия основателя землячества — Задерий означает на северском языке «нападающий», распространенная фамилия среди северцев-драгунов.
***
В 2012 году на севере Северской земли в Домодедово возродилось северское движение, которое стремится к развитию северской культуры, отстаивает интересы северцев.
В 2014 году стала возрождаться северская кухня. Появляются рестораны с северской кухней.
В 2018 году северцы начали заявлять и отстаивать свои права по всей Северии.
Северские ученые отмечают, что элементы истории Северщины нередко становятся предметом политической торговли и подвергаются искажению, фальсификации.
Как распознать фальсификацию и искажения? Северские ученые давно нашли ответ — если отсутствуют первоисточники, то перед вами фальсификация. Например, в советской истории на многих картах, в летописях в первоисточниках указывается Черниговско-Северское государство, однако уже в современной Википедии и подобных источниках можно наблюдать отсутствие упоминания Черниговско-Северского государства, таким образом, идет фальсификация истории Северии. На фальсификацию истории Северщины выделяются крупные бюджетные средства различными государствами, где располагается Северия, что делается в политических интересах этих государств.
По современной Северии
Северцы внимательны друг к другу и всегда приходят на помощь.
За последние 2 года хроникер северской современной истории Марица Архипова с группой волонтеров побывала в разных уголках Северской земли и из каждой поездки привозила видео и фотографии, которые доступны теперь и всем посетителям сайта. Видео позволяют проникнуть в северскую культуру, узнать о текущих делах северцев, особенностях быта, жизни, принципов принятия решений и т.д. Интересны собранные материалы и тем, что позволяют не только перенестись в каждую деревню, село, но и увидеть то общее, что объединяет всех северцев — верность северским принципам, демократии и справедливости.
Обращение северцев деревни Севрюково Мценского района Орловской области
Поездка в деревню Севрюково Мценского района Орловской области, встреча с севрюками, декабрь 2017г.
Поездка в Перемышль (г. Подольск, Новая Москва),осмотр древних укреплений северцев на юге Подмосковья, уникальный ров Северия, январь 2018г.
Поездка в село Севрюково Мценского района Орловской области (январь 2018г.)
Поездка в город Новый Оскол Белгородской области для встречи с северцами.
Заявление северцев в связи с незаконным строительством ГОК, февраль 2018г.
Поездка в село Севрюково Тульской области, встреча с отшельницей, февраль 2018г.
Домодедовский отпор, марш против несогласованного расширения Каширского шоссе на 52 км, апрель 2018г.
Северский ультиматум, апрель 2018г.
Северский отчет, октябрь 2019г.
Хорсянка в Северии. Матвеевка, декабрь 2018г.
Каравайцы в Северии. Матвеевка, март 2019г.
«Оскольские севрюки»
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЛЕКСИКА В БЕЛГОРОДСКИХ ГОВОРАХ» (Н И У « Б е л Г У )
Научный руководитель
д.ф.н., профессор
Кошарная С.А. (выдержка)
По данным писцовых книг, в «Списках населенных мест» городов Белгородской засечной черты упоминаются «севрюки» и «горюны». О происхождении горюнов существуют разные предположения. Так, В.В. Мавродин утверждал, что «горюны – это остатки северян, уцелевших среди колонизированных потоков нового населения XVI-XVIII вв» [Мавродин 1951: 122].
Эту точку зрения поддерживал Б.А. Рыбаков, доказав, что «среди переселенцев были жители полесских районов Черниговщины и Брянщины,верхнего Днепра» [Рыбаков 1981: 197].
Они отличались от окружавшего их населения, как по говору, так и по костюму. Мужская одежда, войлочные «колпаки» в качестве головного убора были сходны с полесско-белорускими головными уборами. Своеобразный комплекс женского костюма (женская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе: понева-плахта в качестве поясной одежды, полотенчатый головной убор) был
известен в бассейне Северского Донца. Вполне вероятно, что именно эти этнические группы, некогда населявшие территорию края, и есть потомки древних северян, поселения которых находились в Путивльском уезде Белгородской (впоследствии Курской) губернии, а ныне – Сумской области. Однако, несмотря на многие сходства с культурой других народов (украинцев и белорусов), эти гипотетические потомки древних северян смогли сохранить свою самобытность вплоть до XX века. Так, Белгородские говоры отражают межэтническое взаимодействие,
обусловленное территориальными особенностями Белгородской области. В силу соседства с Украиной, говоры Белгородчины характеризуется таким явлением как смешение диалектов.
***
Севрюки почтили память Ивана Болотникова в 413-ую годовщину восстания, Тула, август 2019г.
***
На юге Московской области течет река Северка, до 1917 года Северца, на ней стоят северские села, в Брянской области течет река Северец и на ней стоит деревня Северец, до капитализма в ней жило 326 человек — 326 северцев. Сейчас увы… но это другая тема. Символ народного единства северцев это Северец и Северца.
***
Поздравление Сол Инвиктус 2020
***
Северская новогодняя: НОВОЛЕТНЯ СПЕВАРЕЧЕЦА 2020
***
СЕВЕРСКИЙ ВЗГЛЯД: ПОЧЕМУ БОГДАН ХМЕЛЬНИЦКИЙ ЭТО НИЧТОЖЕСТВО?
***
СЕВЕРСКИЙ ПОГЛЯД: ИВАН МАЗЕПА — СЕВЕРСКИЙ ГЕРОЙ
***
Северский погляд: Северский кружок Автономистов
***
СЕВЕРСКИ ПОГЛЕД: ЗЕМЛЯ СЕВЕРСКАЯ — ЗЕМЛЯ ВОРОВСКАЯ
***
МАРИЯ БАСТ: СОБОРНАЯ УКРАИНА (СЕВЕРСКИ ПОГЛЕД)
***
МАРИЯ БАСТ: ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ СТЕНА (ЗАСЕЧНАЯ ЧЕРТА) — СЕВЕРСКИ ПОГЛЕД
***
РУССКИЕ ЭТО НАРОД ИЛИ СЛУЖИВОЕ СОСЛОВИЕ? (МАРИЯ БАСТ СЕВЕРСКИ ПОГЛЕД)
***