Орловщина и Северская (не путать с северной) земля. Легендарная земля. Славится участниками походов – Кудеяром, Хлопко, Иваном Болотниковым, и др. Кто они и откуда? Исследователь истории Северской земли Мария Архипова позиционирует себя как севрючка. Она согласилась рассказать о некоторых удивительных фактах, связанных с этим народом, за что ей большое спасибо. Итак…
Особенный язык
Слышали, наверное: «У Орле у каждом дворе по севрюку, во Орле что не двор, то вор». Для многих не секрет что вор это не вор, а тот самый севрюк, что не стал в крепость идти к помещикам. А ещё местный народ знает, что тарахнуться – это пошевелиться, умариться – устать, а тащавенька – слабая. Да что там – местные. Орловские учёные целые учебники и словари местных слов составили и продолжают составлять, а знаменитый советский учёный, автор лингвистической школы Павел Андреевич Расторгуев орловский язык полностью изучил, провёл исследования и обнаружил, что это язык древних северян, язык Северы, тех самых севрюков, то есть отдельный язык, уникальный. Он в 1924 году учебник написал и словарь выпустил. А Мария Косич, Павел Безъязычный сколько поэм и стихов на северском языке написали!
Кумилися, любилися
И с кумою пасварилися;
Три дни, два дни ядналися,
Гарелкаю пахмилялися.
Кумусичька, любусичька,
Ня бий майих вутинят,
Майи вутинятки
Табе шкоды да ни нарабили:
Паядавшы гречьки –
Палятели да речьки,
Паядавшы пшаничяньки –
Палятели да криничяньки.
Мария Косич
Историки тоже не отстают, ещё в XIX веке вот что, к примеру, писал русский журналист, лексикограф, энциклопедист Альберт Старчевский о Великом Герцогстве Северском: «Северское Герцогство это огромная республика с прямой демократией, которая богатая от Днепра и до Мценской крепости…».
«В Восстании севрюков выявилась этническая противопоставленность потомков северян — древних обитателей Северской земли — и великороссов»– отмечал Лев Гумилёв, советский и российский историк, этнолог, философ.
«Северия – не Малороссия» – уточнял Иван Аксаков, поэт, один из лидеров славянофильского движения.
А вот о чём писали некоторые зарубежные авторы: «В Северии были большие полисы-кантоны, в которых селяне занимали относительно благоприятное положение, даже имея право выбора своих собственных кантонных администраторов. Самым важным из этих полисов-кантонов был богатый и многолюдный Комарицкий район, расположенный на разрыве между бассейнами Десна-Днепр и Ока-Поволжье. В начале XVII века в Комарицком районе насчитывалось более тысячи налогоплательщиков. Жители района были относительно процветающими, яростно независимыми и привыкли защищаться» – писал Честер Дюнниг, американский профессор по истории России и Европы.
Археология тоже не отстает. Государственный исторический музей России, Шиловский музей ведут постоянные раскопки на Северской земле, результат один: сарматы мы, правда, не азиаты, не тюрки, а аорсы из древнего Турана. Иными словами, Северия и есть Туран. То есть мы – те самые потомки легендарного индо-иранского (арийского) народа Туран, преемника шумерской цивилизации – наряду с талышами, ягнобцами, памирцами – теми самыми белокурыми народами Средней Азии и Каспия.
Переселение и обретение статуса
В начале 1 тысячелетия до нашей эры наши предки северы переселяются из Персии и селятся от Урала до Баната (Сербия), в том числе, здесь, на Орловских землях. Они станут центром северских поселений. На Орловщине строят города. А страна наша тогда называлась Аорсия, Арсания, Артания. В Индии нашу землю называют Ария-Северия (Светлая Северия).
Аорсы становятся частью большой цивилизации под названием Туран, наши предки исповедуют маздаизм (солнцепоклонничество). Отсюда у наших предков можно было встретить имя Маздок – Мазда, Кудеяр, возлюбленный богом Маздой и т.д. Храмовые места называются маздовками. Земля Аорсов становится также известна как Земля Саков, в Германии и Скандинавии дикие племена считают северов богами, а северскую страну – Асгардом. Мы строим мценски (крепости) по всей северской земле, знаменитые сарматские рвы и валы .
Наши предки были воинами солнца Ахуры Мазды, Хорса. Наши Кудеяры носили черные плащи и были очень суровыми воинами, за что нас прозвали северы – суровые, чёрные.
Наша важная дата – 17 февраля 201 года. Император Рима Север официально нас называет Северией и дает нам множество налоговых льгот в Риме, посещает нашу землю.
Следы его присутствия и признания обнаружат уже в наши дни археологи. Три года назад мне местные жители из деревни Севрюкова, Мценского района подарили монетку, найденную на огороде, где на одной стороне –буква S, то есть Северия, а на другой – Фракийский всадник, а место чеканки –древний римский город Аелас . Предъявление такой монеты в Риме означало налоговые льготы.
Важно помнить и знать, что наши предки давали свои название городам, рекам и озерам: Ока, Орёл, Ливны, Мценск, деревня Севрюково, хутор Северьяновский, пруд Северьяновский, деревня Орс и река Орс и сотни, сотни названий из словаря северского языка.
Северцы и король Артур?
Мы уверены, что именно по итогам участия северцев в походе императора Рима Севера в Англию англичане напишут о «Рыцарях круглого стола и Короле Артуре», болгары будут в своих былинах восхвалять Севрюка, а румыны в средневековье наших воинов за суровый нрав назовут вампирами с Дракулой во главе. В XIX веке в сёлах центральной России про нас будут говорить как о великанах и освободителях от Орды, а Дикорос Севрюк станет великим воином от Санкт-Петербурга до Ростова на Дону, от Чернигова и до Самары и даже будет основателем Рязани…
А вятичи?
А как же версия о происхождении орловцев от вятичей? С этим вопросом нужно обратиться к Карамзину – зачем он финно-угорскую культуру, пришедшую с нашествием гунов с севера Урала и Алтая и смешавшуюся с северской, назвал вятичами – ведь северская в итоге доминировала и господствовала! Дело историков, будут ли они опираться на гипотезу XIX века о вятичах, либо опираться на реальную историю северян, которую мы активно пишем.
К слову, Орловский Спис – удивительный и неповторимый, совсем не одинок в своей неповторимости. В Иране периодически обнаруживаются древние артефакты, которые дают нам пищу для размышления. Например, вышивка на рубахе, найденной в Иране и представленной в музее страны в 1941 ГОДУ, характерная с периода XII века до нашей эры и до 16 века нашей эры (времена проживания северов в Иране), и Орловский Спис это одно и тоже. Посмотрите сами!
Мы не историки. Но версия Марии Архиповой показалась нам вполне имеющей право на публикацию. Ожидаем, что не все согласятся с доводами нашей читательницы. Милости просим на дискуссию!